Модульные прицепы и полуприцепы
История модельного ряда модульных систем ЧМЗАП
ЧМЗАП на протяжении всей своей истории, начиная с 1943 года, сочетает в себе уникальность применяемых конструкторских решений с лидирующей позицией среди предприятий отрасли. На сегодняшний день ЧМЗАП, по оценкам аналитиков, не только крупнейший российский производитель тяжеловозных прицепов трал, но и единственный производитель транспортных средств модульной конструкции особо большой грузоподъёмности на всём постсоветском пространстве.
Началось всё в 1964-1968 годах, когда на ЧМЗАП был разработан уникальный прицеп трал модульной конструкции грузоподъёмностью 300 тонн. Позднее, в 1974 году, на этой конструкторской базе заводом был выпущен прицеп трал ЧМЗАП-8988 грузоподъёмностью 200 тонн, а 300-тонник сошёл с конвейера завода в 1979 году. Он состоял из двух 6-осных прицепов-модулей, которые впоследствии использовались для перевозки, например: трансформаторов для Колымской ГЭС, научно-исследовательского корабля на озеро Иссык-куль, прокатных металлургических станов в г.Жданов.
В 1985 году на ЧМЗАП поступил государственный заказ на изготовление прицепной техники трал для перевозки космического корабля многоразового использования «Буран». При выполнении этого заказа впервые в СССР была разработана и применена подруливающая подвеска прицепа трал, управляемая оператором с дистанционного пульта. В 1986 году заказ был выполнен, и машина, изготовленная в Челябинске, стала на космодроме технологическим транспортом и нашла себе постоянное применение. Кстати, запуск советского «Шаттла» состоялся только в 1989 году, а в 1988 году КБ завода уже начало разработку супермодуля трал грузоподъёмностью 1300 тонн.
К началу 1990 года предприятие уже обладало конструкторской базой и производственными возможностями для выпуска автотранспортных средств-тяжеловозов трал грузоподъёмностью от 15 до 1000 тонн. Тогда же по заказам Минатома и Минэнерго в серию пошли модули трал ЧМЗАП-8388 и ЧМЗАП-83881, предназначенные для комплектации автопоездов на 300 и 600 тонн. В частности, модули ЧМЗАП 8388 в 1990-1992 годах использовались для перевозки реактора в г.Дзержинск для Завода химического машиностроения, а модули 83881 в 1994-1996 годах перевозили уже другой реактор в г.Москву для Института высоких температур. Модули ЧМЗАП этих же моделей в 1995-1996 годах использовались для перевозки оборудования для Нововоронежской АЭС, в 1997 году – для Атоммаша в г.Волгодонск и для Ленэнерго в г.Санкт-Петербург, в 2002 году – для Бурейской ГЭС.
Осенью 2004 года из Казахстана поступил заказ на изготовление транспортного средства для перевозки корабля массой 200 тонн, с последующим спуском в акваторию реки Урал. В 2005 году с конвейера завода ЧМЗАП вышли три трёхосных прицепных модуля трал ЧМЗАП-703000, которые блестяще справились с поставленной задачей.
Уже летом 2007 года тяжеловозы трал этой же модели, изготовленные по заказу ВМФ России, начали совершать перевозки по берегам Волги гигантских горячих слитков в специальных атермальных контейнерах. Уникальность этого заказа заключалась в выдержке температурного режима перевозимым изделием в течении всего времени транспортировки.
В декабре ЧМЗАП отгрузил очередной модуль трал ЧМЗАП-706000 в тропическом исполнении для индийского заказчика. Обычные условия эксплуатации техники производства ЧМЗАП – температура воздуха от -45ºС до +45ºС при влажности воздуха до 75% и безгаражном хранении, т.е. круглогодично и под открытым небом. Особенностью данного изделия является сохранение заявленных заводом технических характеристик и эксплуатационных свойств при влажности и температуре значительно выше 75% и +45ºС соответственно.
1. Соединение прицепов-модулей
На рисунке 1 показано продольное соединение прицепов-модулей трал задними сторонами в разных вариантах. Не трудно понять, что это только некоторые из возможных вариантов соединений. Таким способом можно соединять любую базовую модель модулей ЧМЗАП с любой другой. Единственное ограничение: шестиосные базовые модели трал можно соединять в цепочку, состоящую не более, чем из трех звеньев.
2. Смешанное соединение модулей: боковыми и задними сторонами
Боковыми сторонами друг с другом могут соединяться только модели ЧМЗАП, имеющие одинаковое количество колес и укомплектованные шинами одной размерности. На рисунке 2 показано смешанное соединение модулей трал: боковыми и задними сторонами. В результате мы имеем конструкцию, похожую на плот, грузоподъемность которого в данном случае составляет 704 тонны. А, например, конструкция в виде платформы, состоящей из двух цепочек шестиосных прицепов по три прицепа в каждой, соединенных боковыми сторонами, имеет грузоподъёмность 1056 тонн.
На рисунке 3 представлен еще один способ соединения прицепов-модулей трал - через груз. Этот способ применяется при перевозке длинномерных грузов несущей конструкции, т.е. таких грузов, которые не повреждаются при опоре на две точки и выдерживают тяговые и тормозные усилия. Для того, чтобы прицепы-модули трал имели возможность поворота относительно груза, на их платформе устанавливаются опорно-поворотные устройства, на которых закрепляется перевозимый груз. Установка опорно-поворотных устройств резко улучшают маневренные свойства автопоезда на повороте. Рулевое управление передним прицепом-модулем ЧМЗАП осуществляется тягачом, а задним – вручную оператором с помощью дистанционного пульта оператора.
4. Соединения прицепов-модулей через промежуточную грузовую платформу
На рисунке 4 представлены соединения прицепов-модулей трал через промежуточную грузовую платформу. Длина загрузочного пространства промежуточных грузовых платформ трал может быть 7, 9, 10, 12 и 15 метров. Чем длиннее платформа трала, тем меньше грузоподъемность транспортного средства.
Завод ЧМЗАП активно струдничает с иностранными заказчиками. В разное время ЧМЗАП уже изготавливал продукцию для заказчиков из Ирана, США, Сирии, Турции, Чехии, Германии, Польши, Болгарии, Кубы, Египта и других стран. Свято место пусто не бывает, поэтому освобождённые «тропическим» тяжеловозом производственные площади завода уже заняли модульные прицепы для заказчиков из Сургута и Болгарии.
Статьи по разделам