ЗИЛ после Великой Отечественной войны и до 90-х гг.
На следующий год после окончания Великой Отечественной войны (1946 г.) была начата третья реконструкция автозавода ЗИС. Она была задумана для введения в производство моделей ЗИС-150 (грузовой автомобиль) и ЗИС-151 (грузовой автомобиль повышенной проходимости) в 1947 и 1948 годах соответственно.
В ноябре 1949 года завод ЗИС, в связи с 25-летием и большими заслугами в области автомобилестроения, был награжден вторым Орденом Ленина.
Городской автобус ЗИС-155 заменил устаревший ЗИС-154 в 1949 году. В основе нового автобуса были модели ЗИС-154 и ЗИС-150.
С апреля 1950 года помимо автомобилей завод стал выпускать холодильники и велосипеды. А в 1951 году еще бронетранспортеры и машины-амфибии. Но к 1959 году от производства амфибий и велосипедов отказались.
В самом начале 1953 года, после подписания Советско-Китайского соглашения, при содействии специалистов ЗИСа был спроектирован первый китайский автозавод. Первый китайский грузовик «Цзефан» был точной копией нашего ЗИС-150.
В 1954 году по инициативе Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова на заводе ЗИС организовано специальное конструкторское бюро, занимавшееся производством мобильных ракетных систем. Начальником бюро назначен Грачев.
В 1955 году стал выпускать первый советский междугородний автомобиль (ЗИС-127).
После смерти Ивана Алексеевича Лихачева в 1956 году завод ЗИС переименован в ЗИЛ. В том же году были собраны первые образцы новых грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
В 1957 году сошел с конвейера первый ЗИС-158 – более комфортный автобус, чем ЗИС-155. В том же году ЗИС-150 был заменен ЗИС-164 (и ЗИС-164А). Двигатель был модернизирован. Задний мост стал со штампованной балкой.
Модель ЗИС-151 была заменена в 1958 году на более современную модель ЗИС-157 (трехосный полноприводный автомобиль). Новый автомобиль обзавелся устройством для управления давлением воздуха в шинах, а также односкатной ошиновкой. Модельный ряд легковых автомобилей был пополнен правительственной моделью ЗИЛ-111.
На выставке в Брюсселе автомобиль ЗИЛ получил Почетный диплом. Следующие модели – ЗИЛ-(от 114 до 117) и ЗИЛ-(4104-4105) являлись в свое время очень стильными и современными. В том числе оказался и ЗИЛ самосвал.
Четвертая реконструкция завода ЗИЛ (1959 год) позволила пустить в производство модели ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
ЗИЛ-130 стал массово производиться в 1964 году. Его модернизация и усовершенствование продолжалось вплоть до самого конца 1970 года. В итоге были вариации: тропическая, северная, экспортная и пр. ЗИЛ-131 стал выпускаться с 1967 года. Его грузоподъемность – 3,5 тонны. Одновременно с этим ЗИЛ самосвал не оставался в тени, его также активно модернизировали. В 1987 году, по причине изменения в конструкции двигателя и ходовой части, этой модели дан индекс ЗИЛ-131Н.
В 1967 году было приятно решение о производстве поисково-эвакуационных установок, предназначенных для поиска приземлившихся космических ракет и космонавтов.
В восьмой международной «Неделе автобусов» (г. Ницца) впервые принял участие Советский Союз. Нашу страну представлял автобус «Юность», получивший 12 призов. К сожалению, он так и не был запущен в массовое производство и выпускался лишь по специальным заказам.
За успешное выполнение восьмой пятилетки завод ЗИЛ был награжден третьим по счету Орденом Ленина. Уже тогда ЗИЛ самосвал заслужил свое признание среди населения.
В июле 1971 года автозавод ЗИЛ трансформировался в производственное объединение (ПО «ЗИЛ»), в которое вошли 17 заводов. В том числе и заводы, которые производили ЗИЛ самосвал. Нужно сказать, что ЗИЛ самосвал был отличной машиной для работы на «легендарных советских стройках». Уже в 1972 году вышел ЗИЛ самосвал ММЗ-554. Этот самосвал был очень прост в эксплуатации, а также обладал хорошими на тот момент техническими характеристиками. Этот самосвал был способен поднимать грузы до 4 тонн. Одновременно с этим ЗИЛ самосвал ММЗ-554 стал базовым «компонентом» для модернизации и выпуска новых моделей самосвалов.
В 1974 году ЗИЛ отмечал сборку миллионного автомобиля. Им стал ЗИЛ-130. Наряду с этим важно отметить, что ЗИЛ самосвал, также выпускался очень быстро и в больших количествах т.к. в то время ЗИЛ самосвал был особенно востребован для проведения разноплановых работ.
К 1975 году были произведены изменения в структуре всего завода, что позволило добиться ежегодного выпуска в 200 тысяч автомобилей. За это завод был награжден Орденом Октябрьской революции. В этот же год был произведен ЗИЛ самосвал ММЗ-4502 имевший грузоподъемность до 6 тонн.
В 1975 году было принято решение о создании и налажено производство ЗИЛ-133Г1 (грузоподъемность 8 тонн). Грузовик относится к 3-ехосным. А в 1977 году появился грузовик ЗИЛ-133Г2, у которого грузоподъемность достигла 10 тонн и ЗИЛ самосвал ММЗ-555, который хоть и не имел возможности поднимать 6 тонные грузы, зато он легко справлялся менее емкими грузами по 5 и 5,2 тонн соответственно. На обоих грузовиках стоял двигатель V-8, пятиступенчатая коробка передач и гипоидная главная передача.
Начиная с 1979 года вместо ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ (с двигателем от КамАЗа в 210 л.с. и 10-тиступенчатой коробкой передач). Сам КамАЗ также много «получил» от ЗИЛа. На этом заводе были созданы проекты литейного и автосборочного корпусов, а некоторые модели грузовиков ЗИЛ стали основой грузовиков КамАЗа.
В 1978 году ЗИЛ самосвал ММЗ-554М появился и сразу же завоевал признание народа, как самой лучшей машины самосвала 70-80х годов.
В 1982 году в стране начались крупные экономические изменения. Они по времени совпали с начавшейся на ЗИЛе последней (и наиболее масштабной) реконструкцией.
В 1984 году сошел с конвейера ЗИЛ-130 с измененным передним приводом (ЗИЛ-431410). Таким образом, ЗИЛ самосвал пользовался большим успехом на Советских стройках.
Статьи по разделам