ЗИЛ до и во время Великой Отечественной войны
Автомобильный завод АМО, впоследствии АМО ЗИЛ, был заложен (после торжественного молебна) 20 июля (2 августа по нашему стилю) 1916 года в Тюфелевой роще (основатель – торговый дом «Кузнецов, Рябушенские и К?»). Лицензия фирмы «ФИАТ» (Италия) давала возможность заводу выпускать автомобиль «Ф-15». До марта 1917 года планировалось выпустить 150 таких автомобилей. Начало Первой Мировой войны сорвало изначальные планы, так как состояние станкоинструментальной базы в стране желало оставлять лучшего. Но, несмотря на это, комплекты «Ф-15» все-таки были закуплены Рябушинскими, что позволило собрать в 17 году – 432 грузовика, в 18 – 779, а в 19 – 108. К сожалению, до Октябрьской революции завод по изготовлению собственных автомашин достроить не успели, и недостроенное здание фактически стало ремонтной мастерской. 15 августа 1918 года экспроприация была юридически закреплена официальной национализацией завода.
30 апреля 1923 года завод получил имя итальянского коммуниста Ферреро, которого убили фашисты. В том же году Советским Госпланом был утвержден план для завода АМО до 1927 года. Тем не менее, только в следующем, 1924 году, был сделан первый конкретный государственный заказ.
Нужно отметить, что первый полуторатонный грузовик (АМО-Ф-15) был собран в первый день ноября 1924 года. А уже 7 ноября был проведен парад первых 10 отечественных автомобилей. Эта дата является днем рождения советского автомобилестроения. В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. И.А. Лихачев стал во главе завода в 1927 году, и развитие завода было ускорено. В том же году было принято решение, о том, что завод нужно реконструировать. Теперь стали собирать автомашины по схеме американской «Автокар». Грузоподъемность новой машины увеличилась до 2,5 тонн.
К 1931 году реконструкция закона была окончательно завершена, 1 октября завод получил имя Сталина (ЗИС), а 25 числа того же месяца было произведено 27 грузовиков (АМО-3). Затем его грузоподъемность увеличивалась и в 1933 году перешла рубеж в 3 тонны. В 1934 году были разработаны и пущены в производство марки автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6.
ЗИС-5 вошел в историю отечественного автомобилестроения. Его производили 15 лет, из него было создано 25 модификаций (19 в производстве), и он стал первым по-настоящему массовым автомобилем.
Затем, в августе 33 года, было принято решение реконструировать автозавод во второй раз, чтобы расширить модельный ряд завода.
3 ноября 1936 года была запущена конвейер по производству первого отечественного лимузина – ЗИС-101. За основу был принят «Бьюик» (Америка). Чертежей не покупали – производили по готовому образцу.
С 36-ого по 41-й год усилия завода были направлены на производство грузовиков (ЗИС-21), автобусов (ЗИС-8 и ЗИС-16) и автомобилей (полугусеничные ЗИС-22 и ЗИС-42).
Начало Великой Отечественной войны вынудило завод эвакуироваться, по частям: в Ульяновск, Челябинск, Щадринск и Миасс. Успехи немецкой армии вынудили руководство готовиться к уничтожению автозавода. Но контрнаступление советских войск под Москвой (зима 41-42 гг.) позволило отменить приказ на уничтожение завода. А в июне 1942 года завод приступил к производству армейских грузовиков ЗИС-5В и тягачей (ЗИС-22 и ЗИС-42). Также стало выпускаться различное оружие (автоматы, мины, пулеметы и т.п.).
Всего за годы войны автозавод ЗИС выпустил около 100 тысяч грузовиков и санитарных машин. Еще в том же июне 1942 года заводу был присвоен Орден имени Ленина за безукоризненную организацию вооружения, а в октябре 1944 года Орден Трудового Красного Знамени.
В сентябре 1942 года Сталин дал приказ на начало работ по созданию нового лимузина высшего класса ЗИС-110. За его основу был принят «Паакард», выбранный самим Верховным Главнокомандующим.
Статьи по разделам